пятница, 8 февраля 2013 г.

достоевский преступление и наказание сны раскольникова

Но здесь, в «страшном сне», Раскольников не мучитель, а сострадатель. Ему словно предоставлена возможность увидеть в преломленном сне из детства воплощение своей мечты и

В рассуждениях мужика, «с наслаждением» готовящегося сечь савраску’ и призывающего: «Не жалей, братцы, бери всяк кнуты, заготовляй!» — та же философия, что и в теории Раскольникова, под влиянием которой он убьет «глупую, бессмысленную, ничтожную, злую, больную старушонку, никому не нужную».

Усиливает ощущение нелепости и бесконечной жестокости происходящего описание толпы. Ее характеристика дана через использование цветовых эпитетов, определяющим из которых становится красный, зловеще предвещающий трагедию: мужики в красных рубашках, хозяин клячонки — «еще молодой, с толстой такой шеей и с мясистым, красным, как морковь, лицом», залезшая на телегу толстая румяная баба «в кумачах»… Более точных очертаний толпа не имеет: все слито в ней в один кровавый цвет, безудержный смех, разгульную песню под свист и бряцанье бубна и дикое остервенение. Состояние клячонки передается автором через описание ее бессмысленных действий, вызывающих у разъяренной толпы почти сатанинский смех: «кобыленка семенит ногами, кряхтит и приседает от ударов», «дергает изо всей силы». Всем окружающим ясно: как рабочая сила эта лошадь бесполезна {не то что вскачь пойти, а и сдвинуть с места воз ей не под силу). Какой от нее прок? Только что и может «даром хлеб есть» да посмешить людей. И нужна ли такая «клячонка»? Имеет ли смысл ее существование?

Обостренное постоянной душевной тревогой внимание мальчика привлечено к «клячонке», впряженной в большую телегу для огромных ломовых лошадей. Описание ее подчинено одной мысли: тощая, нелепая в этом огромном возу, надрывающаяся под гнетом непосильной ноши лошаденка должна бы вызывать жалость до слез («ему так жалко, так жалко на это смотреть, что он чуть не плачет»), но у шумной, безликой толпы она вызывает необузданную жестокость. Такое же чувство жалости, убогости вызывает у читателя при первом появлении старуха-процентщица, которая рождает в груди Раскольникова приступ необъяснимой жестокости. Параллель прозрачная и глубоко символичная!

Восприятие сна передается с точки зрения Родиона Раскольникова «лет семи». Эпитет «страшный», открывающий повествование о сне, сразу же дает эмоциональную оценку этому «нереальному» событию. Мотив темноты («время серенькое, день удушливый… чернеется лесок», «пыль… черная»), наиболее отчетливо вплетаемый в ткань повествования инверсией эпитетов, усиливает тягостное, гнетущее ощущение. Чувство страха, переживаемое . ребенком, не только названо, но и передано через I намеренное снижение лексики и настойчивый повтор в рассказе героя о своих постоянных переживаниях: «такая толпа, так орала», «такие пьяные и страшные рожи», «так безобразно и сипло пели». На контрасте мотива темноты, беспросветности происходящего и появляющегося в воспоминаниях I мальчика мотива света в описании церкви построен весь первый абзац эпизода. Такой же контраст в основе описания чувств героя: от страха, одиночества в настоящем к любви, умилению в прошлом. Создается впечатление, что городок даже своими приметами подавляет или пробуждает чувства Родиона Раскольникова: кабак с вечной толпой «всякого сброду», дорога на кладбище — мрачные символы возможных жизненных путей, «каменная церковь с зеленым куполом» — светлый символ надежды на спасение. Тем большую значимость приобретает место дальнейшего развития действия — самое «отталкивающее», жестокое и «страшное».

B поэтике Достоевского сны героев играют особую роль в раскрытии их внутренних противоречий и исканий. Таковы сны Р. Раскольникова в романе «Преступление и наказание». Эпизод первого сна главного персонажа занимает одно из ключевых мест в романе, являясь его своеобразной композиционной вершиной. Сон снится в настоящем времени, говорит о прошлом и предсказывает будущее. Обычно «разведенные» у Достоевского роли мучителя, жертвы и сострадателя в первом сне Раскольникова странно переплетаются, словно предваряя трагическую развязку жизненного тупика главного героя.

ПЕРВЫЙ СОН РАСКОЛЬНИКОВА (анализ эпизода романа Ф. Достоевского «Преступление и наказание»)

скачать сочинения по литературе бесплатно

Образцовые сочинения по литературе » Blog Archive » ПЕРВЫЙ СОН РАСКОЛЬНИКОВА (анализ эпизода романа Ф. Достоевского «Преступление и наказание»)

Комментариев нет:

Отправить комментарий