суббота, 2 февраля 2013 г.

гудаутский и очамчирский кланы

«В отношении Грузии бытовал термин «малая империя». Его неточность очевидна. Мы не завоевывали земель, на которых живут в Грузии представители других народов. Мы были гостеприимны по отношению к ним». Александр Эбаноидзе, грузинский писатель. «Московские новости», ЂЂЂ15, 14 апреля 1991 года.Практически все современные исследователи при описании грузино-абхазского конфликта задаются вопросом: какому народу по праву должна принадлежать территория современной Абхазии, к какой нации принадлежали автохтоны – аборигены – этой страны? Споры на эту тему между абхазскими и грузинскими историками велись на протяжении многих десятилетий, и некоторые концепции взаимно исключают друг друга. Однозначный ответ на этот вопрос, видимо, дать будет невозможно, пока не обнаружатся новые факты. Сегодня грузинские историки утверждают, что древнеабхазские племена апсилов и абасгов не являлись коренным населением Абхазии, а переселились сюда в начале нашей эры с Северного Кавказа вместе с другими племенами горцев-адыгов, ассимилировав местное земледельческое население. Абхазские историки полагают, что несколько тысячелетий назад северо-восток Малой Азии и весь Западный Кавказ населяли хатто-абхазо-адыгские племена, вытесненные позже из большей части Западного Закавказья предками современных грузин – картвелов. В целом как абхазские, так и большинство грузинских историков согласны во мнении, что апсилы и абасги населяли современную Абхазию уже в I в. н.э. Восточная граница их расселения впоследствии неоднократно менялась. Уже в это время античные историки (Арриан, Плиний и др.) подразделяют Абхазию на Санигию (область к западу от реки Бзыбь), Абасгию (между Бзыбью и Анакопией) и Апсилию (между Анакопией и Галидзгой). Возможно, что в I – II вв. н.э. абхазы заселяли и ряд областей к востоку от Галидзги, вплоть до современного Чхороцку; в это время по всей современной Западной Грузии продолжалась миграция племен. Еще не были определены этнические границы даже таких древних картвельских племен, как соаны (сваны) и манралы (мингрелы). Грузинские историки, опираясь на древнегреческую мифологию, считают последних основателями первого государства в Западном Закавказье – Колхиды (VII в. до н.э.). Это царство было слабым, и ему не удалось распространить свою власть ни на современную Сванетию, ни на Абхазию. В III в. до н.э. Колхида была завоевана восточными грузинами – иберами (или иверами) и вскоре распалась. Иверы называли манралов мегрелами, или эграми; отсюда этническое название страны древних мингрелов – Эгриси.В первой половине 1-го тысячелетия н.э. перемещения племен в Западном Закавказье затормаживаются. В этот период сваны временно заселяли современную Мингрелию, а позднее по Кодорскому ущелью проникали на запад до Диоскурии (современный Сухум, или, по-абхазски, Акуа). Затем, возможно во II в. н.э., в Западное Закавказье двинулись картвельские племена лазов. Они смешались с манралами, заняли большую часть Колхидской низменности и, судя по всему, оттеснили на северо-запад и на север и абхазов, и сванов. Созданное пришельцами государство – Лазика, или Эгрисское царство, – стало оплотом и проводником владычества Рима, а позднее – Византии. Очевидно, при византийской поддержке Лазика в VI в. ненадолго подчинила Сванетию и Апсилию; Абасгия сохранила своих царей.С конца V в. Лазика начинает ослабевать; в середине VI в. Абасгия и Апсилия стали фактически независимы от лазов, а Сванетия вообще отложилась от Византии; власть царей Лазики распространилась лишь на центральную Колхиду. В 523 году в Лазике было введено христианство; в VI в. христианскими стали все государства Западного Закавказья, где, впрочем, сохранило свои позиции язычество; в Абхазии оно мирно сосуществовало с христианством вплоть до наших времен.Перейдя в непосредственное подчинение Византии, Абасгия стала играть ту же роль, что ранее Лазика, – опоры Византии в Западном Закавказье. В это время в Абасгии утвердилась династия, легендарным основателем которой считается Анос; годы правления князей, принадлежавших к ней, неизвестны. Абасгия постепенно подчинила себе Санигию и Апсилию, а Лазское царство все более слабело. В 697 году правитель Лазики отложился от византийцев и передал свою страну Арабскому халифату. В Абхазии, объединенной князьями абасгов, династию Аноса сменила родственная династия Леона I, который в 30-х гг. VIII в. возглавил сопротивление арабам. Командующий арабскими войсками на Кавказе, двоюродный брат халифа Хишама Мурван (Марван) Кру, подчинил Хазарский каганат, переходил Волгу и Дон, а вернувшись на Кавказ, опустошил мятежное Картли, основал Тбилисский (Тифлисский) эмират, ставший позднее самостоятельным государством и просуществовавший до 1122 года. В ходе этой войны сыновья царя Картли – Арчил и Мириан, будущий тесть Леона, – бежали в Абхазию; Марван вторгся следом за ними и осадил столицу Абасгии Анакопию (близ современного Нового Афона), однако в лагере арабов началась эпидемия, и Марван отступил из Абхазии. Вскоре арабы потеряли все Западное Закавказье. Таким образом, в VIII в. абхазы и картвелы совместно воевали против общего врага; вп

1. ИСТОРИЯ АБХАЗСКОГО ГОСУДАРСТВА

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. РАССТАНОВКА СИЛ

Из всех вооруженных конфликтов, возникших в так называемых «горячих точках» во время и после распада Советского Союза, грузино-абхазская война 1992 – 1993 гг. получила наибольшую известность после таджикской и карабахской. Первая превосходила все остальные войны масштабами и степенью ожесточенности, вторая – продолжительностью, став своего рода символом межнациональной резни. О войне в Абхазии многие знали прежде всего потому, что знали саму Абхазию, страну курортов, «золотой берег». Кроме того, по размаху этот конфликт – по сути война Грузии с Северным Кавказом –  превосходил все кавказские, а по числу вовлеченных в него народов – вообще все, имевшие до сих пор место на постсоветском пространстве.Страна Абхазия была известна многим; но в то же время в России и тем более во всем мире бытовали самые туманные представления об истинных причинах этого конфликта. Чтобы разобраться в них, необходимо было не только знать историю взаимоотношений абхазов и грузин на протяжении последних двух тысячелетий, но и иметь представление о внутригрузинских делах, начиная с подъема национально-освободительного движения в Грузии в конце 1980-х гг. Сторонние наблюдатели часто не считали нужным вникать в подробности. А между тем ключ ко всем событиям в Абхазии лежал в Грузии, ибо абхазское национальное движение возникло не само по себе, а в ответ на грузинскую экспансию. На ходе этого давно назревавшего конфликта отразились все крупные события в Грузии конца 80-х – начала 90-х гг.: рост национально-демократического движения, увенчавшийся свержением коммунистического строя и приходом к власти Звиада Гамсахурдия; начало борьбы грузинских националистов за создание «малой империи»; свержение Гамсахурдия в результате военного переворота; утверждение в Тбилиси Эдуарда Шеварднадзе; вооруженное восстание звиадистов в Мингрелии. Абхазская война началась не случайно, не по чьему-то единоличному желанию. Поход против «абхазских сепаратистов» в 1992 году был совершенно осознанным шагом грузинского правительства; но при этом он был предопределен не столько внутриабхазской, сколько внутригрузинской ситуацией.Задача данного исследования – показать взаимосвязь между всеми значительными событиями, имеющими отношение к абхазской войне, а в более широкой ретроспективе – ко всему грузинскому национальному движению. На первый взгляд, и абхазский, и южноосетинский конфликты предельно просты: в основе их лежало стремление грузинских унитариев построить «малую империю». Но в настоящее время существует множество теорий и легенд, авторы которых совершенно справедливо полагали, что политическую жизнь Кавказа нельзя рассматривать упрощенно. Эти теории, призванные объяснить причины национальных конфликтов на территории бывшей Грузинской ССР, в конечном итоге внесли еще большую путаницу в описание событий совсем недавней истории и привели к искажению самых очевидных фактов.Не разобравшись во внутриполитической ситуации в Грузии 1989 – 1993 гг., невозможно составить четкое представление о войнах в Южной Осетии, Абхазии и Мингрелии. Именно потому в этой книге дано краткое описание грузино-осетинского конфликта; более подробно рассматриваются мингрельские войны. О звиадистских восстаниях, по всей видимости, до сих пор не существует непредвзятых исследований, а между тем движение звиадистов оказало на судьбу Грузии большее влияние, чем любая из национальных войн. И точно так же нельзя разобраться в абхазском конфликте, обойдя стороной мингрельский вопрос.Порой в ходе повествования заходит речь о событиях, казалось бы, совсем не связанных с войной в Абхазии, к примеру, о чеченских или карабахских делах. Но если вдуматься, то можно заметить логическую – а тем самым и реальную – связь между фактами, на первый взгляд не имеющими отношения друг к другу.  

Текс для публикации предоставлен автором. Настоящее издание книги «Бросок малой империи» закрепляет право на авторство. Запрещается воспроизведение всей книги или любой ее части без письменного разрешения автора. Любые попытки нарушения закона, а также международных конвенций по охране авторских прав будут преследоваться в судебном порядке. (Файл в формате .FB2 для электронных книг - )Author: 

Жидков Спартак. Бросок малой империи.

Жидков Спартак. Бросок малой империи.

Комментариев нет:

Отправить комментарий